Обзор

ОБЗОР СИСТЕМЫ КАТАЛОГИЗАЦИИ НАТО

Система каталогизации НАТО (NATOCodificationSystemNCS) с 1956 года является единой системой классификации и идентификации предметов снабжения стран НАТО и основана на принципах, заложенных в федеральной системе каталогизации США (1952). В настоящее время система вышла далеко за рамки НАТО, ее официально применяет 66 стран мира, в том числе с 2003 года и Российская Федерация.
Система каталогизации НАТО продолжает развиваться в связи с необходимостью эффективного управления материально-техническим снабжением и прогрессом в информационных технологиях. В результате этого процедуры системы каталогизации НАТО носят динамичный характер и периодически пересматриваются, за весь период своего существования система каталогизации НАТО имела 5 глубоких модернизаций.
Кроме системы каталогизации НАТО в мире имеется еще несколько региональных систем каталогизации, которые, тем не менее, базируются по своим методическим принципам на систему каталогизации НАТО. Необходимо отметить, что современной тенденцией является объединение всех систем в единую международную систему каталогизации предметов снабжения (InternationalCodificationSystemICS).
Система каталогизации НАТО предназначена для достижения  максимальной эффективности материально – технического обеспечения (логистической поддержки) и облегчения обработки данных о материальных ресурсах.
Система каталогизации НАТО направлена на информационную поддержку решения задач материально – технического обеспечения в четырех основных сферах:
- приобретение материальных ресурсов, в том числе первоначальная закупка и последующие поставки;
- управление ресурсами, в том числе при складском хранении, распределении и перераспределении материальных ресурсов;
- ремонт и техническое обслуживание;
- списание имущества.

При закупках материальных средств система каталогизации обеспечивает ответы на следующие три основных вопроса:
1. Кто изготавливает требуемый предмет снабжения?
2. Отвечает ли предлагаемый предмет требованиям государственных заказов?
3. Имеются ли какие-либо ограничения в отношении закупочной деятельности?
Система каталогизации также предоставляет:
- список производителей, которые могут поставить данный предмет;
- подробное описание данного предмета с указанием всех его основных  технических и эксплуатационных характеристик. Причем описания являются сопоставимыми независимо от источника снабжения, и следовательно, составляются на основе общего технического языка;
- информация о ценах и условиях закупки предметов снабжения для развития конкуренции в среде поставщиков.
При управлении ресурсами система каталогизации НАТО позволяет:
- идентифицировать предметы снабжения, указанные в одной и той же заявке по единому номенклатурному номеру, независимо от системы обозначений, используемой поставщиком;
- указать срок хранения, а также требования к упаковке и условиям хранения;
- указать пользователей любого предмета снабжения и привести информацию о транспортировке, необходимую для доставки конкретных предметов снабжения;
- информировать руководителей служб материально – технического обеспечения о всех ресурсах, имеющихся в распоряжении пользователей.
При обеспечении ремонта и технического обслуживания техники система каталогизации НАТО приводит сведения относительно:
- взаимозаменяемости между составными частями образцов техники для того  чтобы максимально использовать имеющиеся ресурсы;
- состава и структуры образцов техники, включая информацию о составных частях и комплектующих изделиях.
При списании имущества система каталогизации предоставляет следующие данные:
- список потенциальных пользователей избыточного оборудования;
- типы компонентов данного предмета снабжения, а также возможные способы его восстановления для повторного использования;
- способы утилизации опасных или загрязняющих окружающую среду материалов и веществ.

Стратегическое руководство системой осуществляет Совет национальных директоров по каталогизации (NATOGroupoftheNationalDirectorsonCodification, AC/135), который объединяет представителей национальных центров (бюро) каталогизации. Текущую деятельностью системы обеспечивает Секретариат Совета национальных директоров по каталогизации, который базируется на Агентство НАТО по материально – техническому обеспечению (NATOMaintenanceandSupplyAgency, NAMSA). Практическое применение системы осуществляется национальными бюро (центрами) каталогизации.
Основным нормативным документом системы является издание по каталогизации №1 (Allied CodificationPublication №1, ACodP-1). Другим вариантом данной публикации является “Руководство по каталогизации НАТО” (NATOManualonCodification), в котором содержится общая методика применения системы каталогизации.
Концептуальной основой системы каталогизации служат два Соглашения по стандартизации STANAG 3150 (Единая система классификации предметов снабжения – UniformSystemofSupplyClassification) и STANAG 3151 (Единая система идентификации предметов снабжения – UniformSystemofItemIdentification).
Главными целями системы признаются следующие:
- повышение эффективности функционирования систем материально-технического обеспечения.
- облегчение обработки данных о предметах снабжения.
- сведение до минимума затрат на материально-техническое обеспечение в странах-потребителях каталогизированных предметов снабжения.
- повышение эффективности операций по материально-техническому обеспечению.
Для достижения этих целей система каталогизации НАТО обеспечивает каждый “предмет снабжения”:
- единым наименованием предмета;
- единой классификацией предметов;
- единой идентификацией предмета;
- единым номенклатурным номером;

Собранные данные о предметах снабжения хранятся в национальных базах данных, по которым могут проверяться все новые предметы снабжения для выявления тех предметов, которые уже получили номенклатурный номер. Это позволяет избежать неоправданного дублирования материальных запасов.
Внедрение, использование и поддержание системы каталогизации НАТО обеспечивает единый технический язык идентификации предметов снабжения между национальными  организациями (решающими задачи управления снабжением, стандартизации и т.п.), а также между странами-членами НАТО и странами, которые не являются членами НАТО, но принимают участие в международном сотрудничестве в области каталогизации на основе системы каталогизации НАТО.
Применение системы базируется на принципе, при котором ответственность за каталогизацию изделия лежит на стране, которая контролирует проектирование изделия, если даже изделие не используется в пределах этой страны. В этих условиях покупающая страна должна потребовать проведение работы по каталогизации от страны,  контролирующей проектирование.
Для изделий, изготавливаемых более чем в одной стране, номенклатурные номера могут присваиваться Агентством НАТО по материально – техническому обеспечению (NATOMaintenanceandSupplyAgency, NAMSA).
Для каталогизации изделий, производимых странами, не являющимися участниками системы каталогизации, применяются специальные правила, определенные в ACodP-1.
Система каталогизации НАТО выдает точные сведения относительно идентичности изделия; она позволяет регистрировать источники поставок и предоставляет другую управленческую информацию для материально – технического обеспечения. Она упрощает решение управленческих задач по поставкам, давая быстрые ответы из единого источника информации.

Система каталогизации НАТО основана на принятии концепции “предмета снабжения” и требует идентификации по единым правилам каждого изделия. “Предметом снабжения” является изделие, которое закупается (планируется к закупке) для удовлетворения нужд централизованного материально-технического обеспечения государственных организаций.
Согласно этой концепции “предметом снабжения” признается:

1.Предмет производства с номенклатурным номером системы каталогизации.

2.Два или более взаимозаменяемых предметов производства одного или нескольких изготовителей с единым номенклатурным номером системы каталогизации.

3.Изделие, взятое из обычного производства, прошедшее контроль качества, имеющее номенклатурный номер системы каталогизации.

4.Изделие серийного производства, прошедшее специальную модификацию и имеющее номенклатурный номер системы каталогизации.

Различные эксплуатационные требования, которые часто вынуждают использовать предмет снабжения для различных целей могут привести к тому, что какому-то предмету производства будет присвоено несколько номенклатурных номеров системы каталогизации НАТО вследствие различного понимания предмета снабжения. Однако это признается в системе крайне нежелательным и требующим предотвращающих мероприятий.
В целях обеспечения единообразия система каталогизации НАТО следует правилам присвоения утвержденного наименования каждому предмету снабжения. Они содержатся в национальных справочниках серии Н6 (NationalCodificationHandbook, H6). Утвержденные наименования предметов снабжения, публикуемые вместе с их определениями и кодами, используются для классификации предметов снабжения.
Совет национальных директоров по каталогизации НАТО (АС/135) публикует Перечень утвержденных наименований предметов снабжения, известный как Издание НАТО по каталогизации № 3 (AlliedCodificationPublication № 3, ACodP-3), – объемный и международно согласованный словарь утвержденных наименований предметов снабжения, необходимый при подготовке идентификации всех предметов снабжения.
Крайне большое количество предметов снабжения, заказываемых для государственных нужд, требует установления единой классификации предметов снабжения, путем их объединения в группировки однородных предметов.

Классификатор предметов снабжения в системе каталогизации НАТО имеет двухуровневую структуру, подразделяя все множество предметов снабжения на группы, включающие в свой состав предметы снабжения с близкими физическими или конструктивными характеристиками или одинаковыми областями применения. Каждая группа подразделяется на классы, обеспечивая дальнейшую детализацию рассмотрения предметов снабжения.
Классы обозначаются двухзначным цифровым кодом, образующим вместе с двузначным кодом группы четырехзначный цифровой код классификации предметов снабжения (NATOSupplyClassificationCode). Например, такая обширная группировка  предметов снабжения как “Ручной инструмент” обозначается одной группой 51. В пределах этой большой группы “Ручной инструмент” имеется значительное количество классов, которые дифференцируют различные виды ручного инструмента. Классы имеют свои уникальные номер, например:
5110 – обрамленный ручной инструмент без привода;
5120 – необрамленный ручной инструмент без привода;
5130 – ручной инструмент с приводом;
5140 – коробки для инструментов и принадлежностей;
5180 – наборы, комплекты и принадлежности ручного инструмента.
Классификационная структура со всеми группами, классами и их определениями публикуется в документе “Издание НАТО по каталогизации №2″ (AlliedCodificationPublication №2, ACodP-2).
Идентификацию предметов снабжения, очевидно, следует признать самым важным элементом системы каталогизации. Идентификация предметов снабжения предусматривает минимум данных, необходимых для четкого установления важных характеристик предмета, т.е. тех характеристик, которые отражают уникальный характер предмета и отличают его от любого другого предмета снабжения.
В системе каталогизации имеется два основных метода идентификации предмета снабжения: описательный и ссылочный, а также четыре промежуточных.

В обоих случаях точное определение источника предмета снабжения является одной из наиболее важных предпосылок для правильного применения Единой системы идентификации предметов снабжения (STANAG 3151). При этом признается необходимым регистрация всех известных изготовителей изделия и заводские номера этого изделия (так называемые ссылочные номера).
Описательный метод идентификации предметов снабжения требует описания характеристик изделий в соответствии с руководствами по идентификации предметов снабжения (ItemIdentificationGuide, IIG). Каждому утвержденному наименованию предмета снабжения ставится в соответствие определенное руководство по идентификации предметов снабжения.
Руководство по идентификации предметов снабжения является документом, который используется для идентификации предмета снабжения путем описания его особенностей или характеристик с целью отличия от других предметов снабжения и представление необходимых дополнительных данных, важных для управления материально-техническим снабжением.
При использовании ссылочного метода идентификации предметов снабжения помимо наименования предмета используются только справочные данные, состоящие из наименования изготовителя и ссылочного (заводского) номера, присвоенного предмету снабжения изготовителем (разработчиком, поставщиком).
В системе каталогизации каждому изготовителю (разработчику, поставщику) предметов снабжения присваивается пятизначный код государственного поставщика (NATOCommercialandGovernmentCode, NCAGE), который отражает источник и место нахождения технической документации на изделие и обычно является показателем ответственности за используемые каталогизационные данные.

Когда устанавливается, что изделие соответствует концепции “предмета снабжения” и является уникальным, это фиксируется путем присвоения ему номенклатурного номера (NATOStockNumber, NSN). Отметим, что в дословном переводе NSN переводится как “инвентарный номер НАТО”, однако, поскольку в первоначальном варианте в федеральной системе каталогизации США аббревиатура NSN расшифровывалась как NationalStockNumber, в нашей стране и в странах участниках системы каталогизации НАТО этот термин обычно трактуется как “национальный номенклатурный номер”.
Национальное бюро каталогизации (NationalCodificationBureauNCB) в пределах своей страны централизованно назначает номенклатурные номера. Все номенклатурные номера в странах, участвующих в системе каталогизации НАТО являются единообразными по структуре, длине и представлению. Каждый номенклатурный номер является тринадцатиразрядным цифровым кодом, например,  1005-13-1234567, который может быть разделен на три составные части:
- первые четыре цифры представляют код класса по классификатору предметов снабжения НАТО, который отражает группу и класс предмета снабжения;
- следующие две цифры определяют код Национального бюро каталогизации (NCB). Каждой стране, участвующей в деятельности системы каталогизации НАТО назначен отдельный двухразрядный цифровой код. Только США имеют два кода “00″ и “01″, что связано с тем обстоятельством, что именно федеральная система каталогизации США послужила основой системы каталогизации НАТО. Россия имеет в системе каталогизации НАТО код Национального бюро каталогизации – 57.
- последние 7 цифр номенклатурного номера присваиваются последовательно в пределах страны каталогизируемым предметам снабжения.
Последние 9 цифр номенклатурного номера образуют, так называемый идентификационный номер предмета снабжения (NATOIdentificationItemNumber, NIIN). Идентификационный номер предмета снабжения является неизменной частью номенклатурного номера и остается в обозначении предмета снабжения в течение всего его жизненного цикла. Код класса предмета снабжения может меняться при изменении структуры классификатора.

Следует отметить, что система каталогизации НАТО обеспечивает возможность каталогизировать 10 миллионов различных предметов снабжения для одной страны. В том случае, если емкость кода будет исчерпана, то стране присваивается еще один код национального бюро (центра) каталогизации. Самый значительный в мире массив каталогизированных одной страной предметов снабжения имеется в США и составляет около 7 млн. предметов снабжения.
Для обеспечения обмена данными не только внутри страны, но и на международном уровне, система каталогизации НАТО имеет стандартную структуру данных национальных каталогов предметов снабжения. Национальные бюро каталогизации каждой страны, участвующей в системе каталогизации НАТО, ответственно за ведение по каждому зарегистрированному национальному номенклатурному номеру так называемой “полной записи предмета снабжения” (TotalItemRecordsTIR). Полная запись предмета снабжения (TIR) состоит из следующих сегментов данных:
Сегмент А – идентификационные данные, включая наименование и обозначение предмета;
Сегмент B – данные о пользователях предмета снабжения;
Сегмент C – ссылочные номера (заводские обозначения);
Сегмент E – данные по стандартизации;
Сегмент G – массовые данные;
Сегмент H – данные для управления материально-техническим снабжением;
Сегмент K – аннулированные данные;
Сегмент M – данные в форме текста;
СегментV – кодированные данные о характеристиках;
Сегмент W – данные о таре (упаковке).
Ведение файла данных “полная запись предмета снабжения” (TIR) предполагает его дополнение или изменение, а также установление (отмену) связей с существующими национальными номенклатурными номерами. Каждая страна определяет самостоятельно тип данного файла. Не все страны хранят информацию по вышеотмеченным сегментам файла.
Для получения максимальной выгоды разработана и согласована в международном масштабе методика регулярного обмена данными и услугами по каталогизации между странами-членами участницами системы на основе стандартных входных и выходных кодов и форматов. Обмен элементами этих данных производится на основе Соглашения по единой системе обмена управленческой информацией по материально-техническому снабжению STANAG 4199 (UniformSystemofExchangeofMaterialManagementData).

Телекоммуникационный обмен данными файлов “полная запись предмета снабжения” осуществляется с использованием Системы почтовой связи НАТО (NATOMailboxSystemNMBS), которая поддерживается Агентством НАТО по материально – техническому обеспечению (NAMSA), расположенным в Люксембурге. Эта система обеспечивает централизованную программную платформу для обмена различными данными в рамках системы каталогизации НАТО. Участниками системы почтовой связи НАТО (NMBS) могут быть не только члены НАТО, но и все участники системы каталогизации, в том числе и не являющиеся членами альянса.
Специалисты по материально-техническому снабжению  в НАТО требуют, чтобы каталогизация всех предметов снабжения была обеспечена до поставки их потребителю. Для достижения этой цели проводится широкая серия мероприятий. Признается важным, чтобы подготовительные мероприятия по каталогизации были проведены на самой ранней, по возможности, стадии работы над проектом с целью обеспечения выдачи данных по каталогизации одновременно с изготовлением изделий.
В каждом случае при объявлении тендера, при заказе образца вооружения и военной техники, военного-технического и другого имущества или оборудования должны выставляться соответствующие требования о необходимости наличия данных для каталогизации по правилам системы каталогизации НАТО. Контракты на основное оборудование и запасные части должны иметь статью (пункт) о представлении изготовителем (поставщиком) данных для каталогизации.
Кроме того, признается очень важным, чтобы статья о каталогизации была включена во все контракты на закупки. Генеральные подрядчики должны знать о требовании включения статьи о каталогизации или аналогичного обязательства в любой контракт, заключаемый с субподрядчиками, с целью получения каталожных данных на покупные изделия.
Работа по каталогизации выполняется под наблюдением и контролем национального бюро (центра) каталогизации  страны – изготовителя.
Система каталогизации НАТО предоставляет странам – участницам альянса единый технический язык идентификации изделий для обеспечения национальных организаций и межгосударственного обмена информацией. Страны, не являющиеся членами НАТО, но участвующие в деятельности системы каталогизации НАТО, также получают эффект от ее использования. Такие страны в документации системы каталогизации НАТО называются “спонсируемые” (sponsored) страны. В документах системы каталогизации НАТО установлено, что страна, не являющаяся членом НАТО может участвовать в деятельности системы каталогизации НАТО по двум уровням.

Страна, находящаяся на уровне 1 получает необходимые коды для каталогизации собственной продукции, а также необходимую поддержку от системы каталогизации НАТО, однако не передает свой национальный каталог в базу данных НАТО.
Страна на уровне 2 включает свои каталогизационные данные в каталог системы каталогизации НАТО.
На уровне 1 находятся страны, которые не имеют собственных достаточно развитых систем каталогизации или по политическим или по экономическим или по другим причинам считает для себя целесообразным оставаться на уровне 1.
Россия согласно заключенному Соглашению с Советом национальных директоров по каталогизации участвует в деятельности системы каталогизации НАТО в соответствии с уровнем 1.
Система каталогизации НАТО предоставляет весьма существенные экономические преимущества:
1. База данных позволяет проектировщику и руководителю проекта находить детали, которые уже учтены и хранятся в централизованной системе материально – технического снабжения и которые могли бы быть использованы, а не закупаться заново. Эта практика уменьшает количество разнообразных изделий, которыми нужно заниматься, и исключает ненужные расходы на идентификацию, хранение и другие, связанные с этим операции по снабжению. Как показывает опыт эксплуатации системы почти 50% комплектующих деталей, используемых в проектировании новых образцов техники, имущества и оборудования уже имеют назначенные ранее номенклатурные номера.
2. Совершенствование определения материальных потребностей и составления сметы расходов благодаря лучшему знанию наличия готовых изделий на складах.
3. Эффективная координация закупок путем исключения одновременных закупок и продаж одних и тех же предметов снабжения, объединение заказов от нескольких заказывающих государственных организаций в целях снижения цены при закупке больших партий, а также получение возможности выбора из нескольких потенциальных источников снабжения.
4. Эффективное использование ресурсов путем взаимного обмена предметами снабжения между связанными организациями и между странами.
5. Сокращение материальных запасов, складских площадей, учетной документации и персонала благодаря исключению дублирования предметов снабжения.
6. Совершенствование операций по реализации излишних и избыточных запасов благодаря единой идентификации каждого предмета снабжения, включая предотвращение ошибочной реализации.